Главным ресурсом современного общества является информация. Поэтому вопрос изучения информатики и информационно-коммуникационных технологий имеет важное значение.
Информатика и ИКТ тесно связаны с различными дисциплинами. Информационные технологии в настоящий момент настолько разнообразны, что их широкие возможности незаменимы для обработки данных в любом из направлений профессиональной деятельности человека.
Следует учесть, что большинство представителей юного поколения воспринимает компьютер как неотъемлемую часть своего досуга. Деятельность, связанная с использованием компьютера, вызывает интерес и положительные эмоции. И если удается отойти от банальных компьютерных игр и направить эту деятельность в русло познания и творчества, то рост мотивации к обучению обеспечен.
Все вышесказанное формирует две основные цели в деятельности преподавателя информатики: воспитать функционально грамотную личность, готовую жить, учиться и работать в современном информационном обществе, и выявить и развить студентов, чья дальнейшая профессиональная деятельность связана с применением компьютерных технологий.
Для успешного достижения этих целей мне приходится применять различные подходы, методы и формы обучения, которые могут варьироваться в зависимости от индивидуальных особенностей группы и отдельного студента.
В освоении любых направлений информационных технологий важную роль играет практическая работа, причём на её долю должно приходиться более 70% рабочего времени студента. Организация практической работы предусматривает наличие конкретной задачи, при решении которой студент получают новые знания или навыки.
Важным направлением практики являются лабораторные работы, так как изучение возможностей большинства компьютерных приложений удобно проводить на конкретных примерах. Лабораторные работы составлены таким образом, что студент чётко представляет конечный результат своей работы. Опираясь на теоретические знания и алгоритм действий, описанных в лабораторной работе, студент может выполнять её в индивидуальном темпе, а главное, самостоятельно. В лабораторные работы по среде программирования введены элементы исследования, за счёт чего студент получает навыки анализа научных источников информации, умение прогнозировать результаты своей деятельности.
Специфика предмета «Информатика» такова, что невозможно остановиться на изученном материале. Постоянное обновление программного обеспечения формирует новый социальный заказ на умения и навыки выпускников в области информатики и компьютеризации. Это, в свою очередь, ставит перед преподавателем соответствующие задачи: постоянно приходится обновлять созданные и разрабатывать новые курсы лабораторных работ и практикумов.
Насыщенная программа обучения предусматривает дополнительные занятия как с студентами, отставшими по болезни, так и вновь пришедшими в колледж, а также с студентами, работающими в индивидуальном режиме.
Помимо факультативов в колледже действует научно-исследовательское общество учащихся и преподавателей. Как преподавателю, входящему в научное общество преподавателей, мне приходится решать следующие задачи: развитие творческих способностей, логического мышления, расширение кругозора студентов.
Важно научить детей коммуникабельности, мобильности, коллективизму (большинство трудных вопросов решается всем коллективом исследовательского общества), планированию и организации своего труда, дать возможность поверить в свои силы, познать себя.
Большое значение имеет проектная деятельность студентов, как на парах, так и при исследовательской деятельности. Проектная деятельность предполагает получение некоего продукта. В основе же информационных технологий уже заложена идея продукта, будь то рисунок, анимационный ролик, печатный документ, электронная таблица с расчётами, программа. Таким образом, информационные технологии – это то поле, на котором проектная деятельность наиболее эффективна.
Тезисы педагогического кредо:
- любовь к детям через милосердие, щедрость души, чуткость, доброту, искреннюю заинтересованность в успешной судьбе ребенка,
- признание равенства преподавателя и ребенка в правах как основы эмоционально-психологического контакта партнеров учебно-воспитательного процесса и их сотрудничества,
- признание права студента на индивидуальность и индивидуальную работу,
- долготерпение в работе с студентами и их родителями,
- отказ от методов авторитаризма, угроз, криков, брани и педагогической мести, губящих воспитательно-образовательный процесс,
- всесторонняя диагностика воспитательно-образовательного процесса и принятия разумного решения,
- личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании ребенка,
- развитие первоначального успеха ребенка,
- оптимизация труда и его вариативность.